Как в Украине воплощаются инициативы мемориализации

Как Украина чествует память о своих гражданах, погибших в результате военных преступлений? В городах Одесса, Николаев и Херсон военная администрация, местные органы власти, художники и философы принимают непосредственное участие в процессе увековечивания памяти, в частности в создании новых мемориалов, чтобы жертвы войны не были забыты.

К мемориалу в форме силуэта семьи, сквозь который видно здание, в котором расположены Николаевский областной совет и Николаевская областная военная администрация, и в которое 29 марта 2022 года попала российская ракета, дети приносят игрушки, а взрослые – цветы.
К мемориалу в форме силуэта семьи, сквозь который видно здание, в котором расположены Николаевский областной совет и Николаевская областная военная администрация, и в которое 29 марта 2022 года попала российская ракета, дети приносят игрушки, а взрослые – цветы. Фото: © Intent Press
Перепубликация

Мемориализация – это процесс воспроизведения событий и образов, личностей прошлого в контексте современных взглядов и потребностей. Практики мемориализации формируются не только государством, но и обществом и самими гражданами. Власти в Одессе, Николаеве и Херсоне по-разному подходят к вопросу увековечения памяти гражданских лиц.

В Одессе, проверив базу данных запросов граждан о мероприятиях, связанных с увековечением памяти гражданских жертв, городской совет ничего не нашел. Так же, как и в Одессе, Херсонская ОВА заявляет, что не имеет данных об инициативах по мемориализации гражданских жертв. В Николаеве городской совет заявляет, что не имеет никаких сообщений о запросах в 2022 и 2023 годах из-за кибератаки, но несколько запросов поступили с 2024 года.

В Николаеве, в отличие от Одессы и Херсона, власти не делают разницы между мемориализацией военных и гражданских лиц. В Одессе же мемориалы военным и гражданским лицам часто объединяют в одном месте, а в Херсоне городская военная администрация сама поручила создать специальный проект для увековечения героизма гражданских лиц.

Аллея сакур для детей в Одессе

По словам директора одного из департаментов Одесского городского совета Александра Тиховского, городской совет самостоятельно «не принимал решения о чествовании памяти гражданских жертв». Однако в Одессе есть мемориалы, посвященные гражданским лицам, такие как аллея сакур, высаженная 4 июня 2024 года возле областной военной администрации, как «символ вечной памяти о погибших детях», написал в Telegram глава Одесской ОВА Олег Кипер. «Помним каждую жертву российского террора. Самая сильная боль, когда гибнут дети».  

Через год на деревьях аллеи сакур развесили колокольчики, символизирующие голоса детей, убитых агрессором. Годом ранее, 4 июня 2023 года, акция «Голоса детей» состоялась в городском саду Одессы. А в августе 2022 года возле военной администрации была установлена инсталляция под названием «Детство.2022» с противотанковыми орудиями и раскрашенными цветами касками, посвященная детям, погибшим в результате войны.

По словам Елены Олейник, директора департамента культуры Одесской областной государственной администрации, она символизировала «фундамент духовности, который даже в таких жестких реалиях будет прорастать светлыми красками». Для Андрея Любова, художника, создавшего инсталляцию, каждый цветок символизирует ребенка, жизнь которого унесла война.

Недостатки одесского мемориала «Бойцы за Украину»

За зданием регионального военного управления, в парке «Слава и свобода», также установлен мемориал «Борцам за Украину», посвященный памяти и именам не только погибших военных, пограничников и правоохранителей, но и гражданских лиц, таких как спасатели, волонтеры и медики. В этом году несколько общественных организаций, таких как Veterans Hub Odesa, «Сердца матерей Одесской области» и «Семья ангелов света», провели там мероприятие под названием «Колокол памяти», чтобы почтить имена всех, кто погиб в результате российско-украинской войны.

Но когда местных жителей спросили об этом месте, некоторые из них высказали критику по поводу отсутствия тени и озеленения на территории. Художнику, пожелавшему остаться анонимным, не нравится расположение мемориала, который находится позади военного объекта: «Почему не перед ОВА? Это какое-то неуважение к умершим».

Для Оксаны Довгополовой, профессора магистерской программы по изучению памяти и публичной истории в Киевской школе экономики, мемориал является «неудобным», «ужасным» и «должен быть снесен». «Потому что деревья не могут там выжить. Как объект мемориал вообще не интересен. Летом там жарко, зимой – холодно. Никто туда не ходит».

Мемориал еще не завершен: на нем нет имен жертв, хотя во время презентации проекта член комиссии городского совета Елена Павлова настаивала на увековечении имен погибших спасателей, врачей, волонтеров и журналистов.

Картирование мемориалов и переименование улиц Одессы

По словам директора другого департамента городского совета Александра Жильцова, мемориализация российско-украинской войны продолжается благодаря созданию Украинским институтом национальной памяти карты будущих мест чествования. Карта должна содержать достоверную информацию, чтобы жители и посетители города могли лучше понять значение этих мемориалов.

Идея заключается в том, чтобы начать со стандартной модели на Таможенной площади с информацией о жертвах Одесского морского порта, а на Соборной площади – с мемориала атакам ракет и дронов на исторический центр Одессы, который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти новые инициативы были представлены в городской совет Одесской областной государственной администрацией в марте 2025 года. По распоряжению Одесской областной государственной администрации улица Ильфа и Петрова в Одессе была переименована в улицу семьи Глодан. 23 апреля 2022 года российская ракета уничтожила жилой комплекс «Тирас» в Одессе: восемь человек погибли и 18 получили ранения. Трагедия унесла жизни, в частности, трехмесячной Киры Глодан, ее матери Валерии и бабушки Людмилы. Юрий, муж Валерии и отец Киры, перед Пасхой пошел за покупками. После гибели своей семьи он вступил в Вооруженные силы Украины и год спустя погиб.

Улицу переименовали в прошлом году, но старая русскоязычная табличка до сих пор там висит. Что касается здания, которое отремонтировали после удара, то на нем нет ни одной таблички. Оксана Довгополова, профессор кафедры философии в Одессе, считает, что соседи не хотели бы видеть на здании никаких следов трагедии: «Им не нужно ни о чем напоминать. Они и так все это знают. Люди сначала несли туда игрушки. И я каждый раз спрашиваю себя: куда они потом деваются? Все пришли, выплеснули свои эмоции, потом приходит коммунальная служба и выбрасывает все в мусор. В Харькове, например, коммунальщики их стирают и возвращают на место».

Семья Глодан также заказала памятник скульптору Михаилу Реве, который уже нарисовал эскизы. «Расстрелянные двери символизируют погибшую семью, расстрелянное детство, – говорит художник. – И если двери – это главная метафора как переход в другой мир, то разбросанные вокруг игрушки могут быть тех детей, которых унесла война». Этот будущий мемориал, скорее всего, будет установлен в парке Шевченко, между памятником Неизвестному моряку и памятником Афганистану. «Это будет логично и уместно», – считает скульптор.

В Одессе появляются и другие инициативы по мемориализации. В этом году, 15 марта 2025 года, сотрудники Департамента экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Одесского областного совета открыли парк в жилом районе города с мемориальной доской в память о погибшем парамедике Сергее Ротару. Годом ранее, 15 марта 2024 года, медицинская бригада Ротару первой прибыла на место удара и начала оказывать помощь жертвам. Но Россия снова ударила по тому же месту, и Ротару погиб. В июне 2024 года президент Украины Владимир Зеленский посмертно наградил Сергея Ротару Орденом за мужество. Коллеги Ротару говорят, что семья парамедика очень тронута мемориалом и приходит сюда каждый месяц.

Мемориальные доски, которые просят установить в Николаеве

Примерно в 130 километрах к востоку, в Николаеве, в августе 2024 года к председателю городского совета Александру Сенкевичу обратилась семья владельца сельскохозяйственной корпорации «Нибулон» Алексея Вадатурского, который погиб во время российского обстрела 31 июля 2022 года. Он находился в Николаеве с начала войны. За это время оккупанты разграбили зернохранилища «Нибулона» в Херсоне, повредили буксир компании и обстреляли элеваторы.

Его семья также попросила разрешения установить мемориальную доску в его честь на улице Вадатурского, которую переименовали в его честь. «На сегодняшний день на здании установлена временная мемориальная доска», – сообщает городской совет. Несколько ранее, в июне 2024 года, был открыт мурал в честь покойного.

17 января 2025 года городской совет получил еще один запрос от семьи с просьбой разрешить установить мемориальную доску в Николаевской гимназии в память о 13-летнем мальчике, погибшем во время российского нападения 19 июля 2024 года. Ракета X-59 упала на жилой район, где находились детский сад, жилые дома и детская площадка. Четыре человека погибли, 24 получили ранения. Было предложено обустроить мемориальный уголок за счет средств семьи. Но на данный момент «информации об установке мемориального уголка в указанной гимназии нет», – говорит заместитель мэра Юрий Андриенко.

Отсутствие различия между военными и гражданскими мемориалами в Николаеве

Городской совет Николаева сообщил, что «не ведет отдельной статистики по мемориализации военных и гражданских лиц, поскольку военные, защищавшие Украину, в прошлом также были гражданскими лицами».

29 марта 2022 года россияне атаковали Николаев крылатой ракетой. Удар пришелся на четвертый этаж Николаевской областной военной администрации. «Пять дней спасатели проводили работы по поиску пострадавших и тел погибших, разбирали завалы, ликвидируя последствия. В этот день Россия убила 37 человек, которые пришли на работу. У каждого из них были планы на будущее, а дома их ждали родные и близкие», – вспоминает Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям в Николаевской области. В прошлом году, в годовщину гибели, глава Николаевской областной военной администрации Виталий Ким написал в посте в Telegram: «Помним... Отомстим за каждого».

Вскоре, 29 августа 2024 года, там был установлен мемориал, посвященный людям, которые отдали свою жизнь за свободу Украины. В центре мемориала высечен силуэт семьи – матери и ее детей, находящихся под защитой военных. По обеим сторонам высажены деревья, на которые можно повесить ленты и жетоны с именами жертв. «Сквозь этот силуэт можно увидеть здание Николаевского областного совета и Николаевской ОВА, в которое 29 марта 2022 года попала российская ракета. В мемориал установили лампадки синего, желтого и красного цветов, а рядом с ним разместили фото погибших и установили сине-желтые флажки», – сообщил Николаевский областной совет.

Мемориал объединяет память о гражданских и военных жертвах, и люди приходят сюда, чтобы поговорить о том, что произошло. Разрушенное здание само по себе стало памятником, который посещают группы людей, которые приходят, чтобы вспомнить, что они чувствовали, когда началось полномасштабное вторжение.

Херсон: еще не время? 

Еще на 70 километров восточнее, в Херсоне, 28 мая 2025 года областная военная администрация сформировала рабочую группу для разработки и подготовки проекта под названием «Место памяти гражданских героев Херсонской области – почтить каждого, помнить всех». «Проект направлен на чествование героизма гражданского национального сопротивления Херсонщины и сохранение памяти о погибших в результате вооруженной агрессии РФ, в частности в период оккупации и репрессий», – говорит Владимир Клюцевский, заместитель председателя областной государственной администрации.

«В центре внимания – сохранение памяти о людях, которые выполняли свой гражданский долг, занимались волонтерской деятельностью, спасали других, распространяли правду, оказывали информационное сопротивление или погибли за свою проукраинскую позицию», – объяснило управление гуманитарной политики в посте в Facebook.

По словам Клюцевского, рабочая группа разработает план реализации, который будет включать создание физического пространства памяти и цифрового архива. В состав рабочей группы входят архитектор и эксперт по документированию уничтожения культурного наследия и культурной инфраструктуры, скульптор и резчик по дереву, директор музея, директор музыкального и драматического театра.

Херсонская областная библиотека для детей присоединилась к инициативе и сообщает, что в настоящее время ищет символы и изображения, которые могли бы вдохновить на создание будущего арт-объекта. Поэтому дети присоединяются к этой инициативе и предлагают свое видение памяти о гражданских героях Херсонской области. Например, один ребенок нарисовал памятник в виде ангела, который обнимает врача.

К мемориальной инициативе присоединилась Херсонская областная детская библиотека имени Днепровской Чайки.
К мемориальной инициативе присоединилась Херсонская областная детская библиотека имени Днепровской Чайки.

По словам художника Александра Танасюка, который пережил оккупацию и покинул Херсон, этот памятник нужен, но не сейчас, потому что город все еще очень опасен. «Строить там что-то еще не время. Возможно, нужен виртуальный памятник, музей, где будут оформлены документы о каждом преступлении России. Людей там все меньше и им не до памятников. Но люди со временем созреют», – говорит он.

Уличное искусство от и для обычных жертв

Помимо сайтов и мероприятий, организованных администрациями и НГО, некоторые гражданские инициативы возникают из спонтанных действий, таких как художественные работы на известном рынке «Книжка» в Одессе, а также на главной улице города, Дерибасовской. Как и в Одессе, в Херсоне есть несколько инициатив уличного искусства, преимущественно надписи, стихи и рисунки на окнах, закрытых фанерой, как маркеры войны, в местах, где обычные люди становятся жертвами.

В 2023 году картины херсонских художников появились в городских витринах, которые были повреждены во время российских атак, в рамках инициативы общественной организации «Центр культурного развития Тотем». Сейчас этот проект уличных выставок под названием «На плаву» объединил более 50 художников. «Это не просто наклеенные постеры с работами художников. Постоянно собирается и обновляется архив локаций, где могут быть расположены эти выставки. Это не просто картины, которые появляются в городе. Каждая уличная выставка – это что-то личное, что автор или авторка хотят сказать своему городу здесь и сейчас», – говорят организаторы.

Александр Танасюк предоставил для этого проекта свои работы: одна из них посвящена затоплению города в результате взрыва Каховской ГЭС, в результате которого погибло более 30 гражданских лиц. Он говорит, что это о извечной дихотомии борьбы зла и добра, тьмы и света, черного и белого, морально положительного, а как антагониста – морально отрицательного и осуждающего. «Не хотелось делать абсолютно депрессивные картины, которые бы иллюстрировали темную сторону происходящего, ведь в жизни херсонцев и так достаточно тревоги и негатива. Но даже яркие моменты – освобождение Херсона и деоккупация – полны грустью и слезами тех, кто ушел в этот период войны. Но белое уравновешивает черное и дает надежду», – говорит он.

В мае 2025 года херсонские художники организовали выставку «(Не) время для мечтаний» в Одессе, в бомбоубежище Музея западного и восточного искусства. Эта выставка, частично проект художницы Валентины Ивановой, представляет работы детей из Херсона, которые рисуют в бомбоубежищах. «Искусство особенно впечатляет, когда его носитель находится под угрозой, – говорит Иванова. – Оно становится эмоциональным, глубоким и в то же время сохраняет старые смыслы и создает новые. В такие моменты обычные вещи, которым мы раньше не придавали художественной значимости, приобретают безумную силу. Как, например, эти детские отпечатки ладоней, сделанные в бомбоубежище. Или рисунки свечой на потолке подвала, где прятались люди во время оккупации. Это – не специально созданное искусство. Но именно оно становится свидетельством», – добавляет она.

Скульпторы и художники просят не спешить с памятниками. Но для профессора философии из Одессы Довгополовой необходимо собрать информацию о них. «Прежде всего, речь идет о такте и попытке избежать повторной травматизации. Существует потребность в лечении травм, – говорит она. – Я хочу, чтобы практики памяти были другими, чтобы они тщательно обсуждались в обществе и имели собственный терапевтический эффект. Но есть одна вещь: власть решает эти проблемы фрагментарно, нам не хватает специализированных сообществ, которые бы занимались мемориализацией, и в результате растет недоверие между властью и обществом».


Этот репортаж входит в цикл публикаций о правосудии по военным преступлениям и подготовлен в партнерстве с украинскими журналистами. Первая версия этой статьи была опубликована на новостном сайте «Intent Press».

Перепубликация